Чудо движения: увидеть и снять. Изо. 8 класс. События, наблюдаемые нами на киноэкране, — следствие сценарно-режиссёрской и
операторско-художнической работы. Соглашаясь со значимостью всех этих составляющих искусства кино, отметим однако важнейшую значимость функциональной деятельности  оператора. Ибо в

любительском видео в операторе концентрируются все перечисленные грани кинотворчества. Необходимо осознать, что все зрители видят мир на киноэкране так, как видит его оператор этого фильма. Один и тот же предмет или пейзаж может выглядеть на экране совершенно по-разному в зависимости от того, как их увидел оператор. Способность видеть стоит во главе операторского мастерства. Оригинальность взгляда, способность выбора из великого многообразия единственного и неповторимого является искусство восприятия действительности оператором.

Профессия оператора.

Более других творческих профессий, профессия оператора связана с технологией. Художественные ценности запечатлённого на плёнку вами киноматериала в большей степени зависят от качества операторской деятельности. Конечно, в любительском видео у вас нет технических возможностей операторов большого кино (подъёмных кранов, мощных осветительных приборов и т. д.), но и та аппаратура, которая у вас имеется, тоже требует навыка работать. Профессиональность съёмки начинается с элементарных приёмов использования штатива , умения держать кинокамеру без дрожи в руках, плавно переключать трансфокатор, без дёрганий выполнять движение кинокамеры при наезде, отъезде и панорамировании.

т

д

Наиважнейшим моментом считается овладение умением снимать монтажно. Уже в начале съёмки необходимо предвидеть, на каком моменте может завершиться  план, уметь завершить его таким образом, чтобы он зрительно достойно вписывался в логическую цепочку киноповествования. Профессиональное ведение съёмки требует от оператора, кроме ощущения времени времени, способности «удерживать» перспективуэволиции сюжета. Заснятый киноплан не может существовать сам по себе. Он постоянно существует в сравнении с более ранними и более поздними планами, из которых образуется ки­нофраза, и в конце концов и  весь кинотекст снятого кинофильма.

Приводимые здесь операторские приёмы — панорамирования, наезда и отъезда ка­меры (т. е. смена крупности планов при помощи трансфокатора) чтобы быть удач­ными в вашей практике, требуют от вас предварительных упражнений и тренин­га для овладения ими.

з

Наезд (от общего плана к крупному) Отъезд (от крупного плана к общему)

Оператор должен не только иметь навыки владения техническими приёмами, у него так же должны присутствовать творческие задачи выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, масштабности плана, характера освещения и хронометража плана.

2017-09-13_192954

Ритм, образная выразительность движения и детали в кадре в большинстве случаев зависят от вашего операторского мастерства.