Соли аммония. 9 класс

Соли аммония. 9 класс. Презентация и конспект к уроку химии в 9 классе по учебнику «Химия» Рудзитис, Фельдман.

Соли аммония. 9 класс

Автор презентации и плана: Мамедова Татьяна Ивановна, учитель химии, зам. директора по УВР, МОУ СОШ №1 посёлок Селижарово Тверская область

Формат: rar/ppt/doc. Размер архива: 1.37 MB. Слайдов в презентации: 18

Предварительный просмотр плана: «Соли аммония»

Разработка урока химии в 9 классе по теме:

Соли аммония.

Мамедова Т.И., учитель химии МОУ СОШ №1

 п. Селижарово Тверской области

Цели урока:  сформировать знания о характерных свойствах солей аммония,

                      ознакомить с представителями этих солей и их применением,

                      развивать умения выделять главное, классифицировать,

                      представлять результаты работы.

Задачи:    

Образовательные:

  1. Расширить представления учащихся о солях аммония
  2. Познакомить со свойствами и применением солей аммония
  3. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций

Воспитательные:

  1. Формировать умения работать в группах у каждого учащегося, считаться с мнением соседа и отстаивать свою точку зрения корректно, выполняя лабораторную работу.

Развивающие:

  1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
  2. Совершенствовать навыки химического эксперимента.
  3. Способствовать развитию исследовательских навыков
  4. Совершенствовать умения обобщать и делать выводы..

Оборудование: компьютер, проектор, реактивы и оборудование для     

                          химического эксперимента и лабораторной работы: соли

                          аммония (хлорид, сульфат, карбонат аммония),нитрат серебра,

                          хлорид бария, гидроксид натрия, серная кислота, лакмусовая

                        бумажка, химическая посуда для проведения опытов.

 

«Просто знать – еще не все,

знания нужно уметь использовать»

И.В.Гете

                                           Ход урока.

Классу предлагается задание: прочитать приведенные на карточке утверждения и сделать пометки «+» (знаю), «?» (не знаю, не уверен в этих знаниях или хотел бы расширить свои знания по этому вопросу) (слайд 2)

  1. Ион аммония образован только неметаллами.
  2. Так же как и ионы металлов, он образует свои соли.
  3. Все соли аммония растворимы в воде.
  4. Качественная реакция на ион аммония- действие щелочи при нагревании.
  5. В состав пекарского порошка входит гидрокарбонат аммония, поэтому его используют в хлебопечении.
  6. Нашатырь используют при паянии.
  7. Агроному-почвоведу, а также любому дачнику необходимы знания по химии.
  8. Без азота нет белка, без белка нет жизни.

У кого возникли вопросы? (№3, 4, 5, 6, 7)

Совместно с учащимися формулируем цель урока (слайд 3)

В состав солей аммония входит азот. Правильное внесение азота повышает урожайность зерновых, овощных культур; многие соли используют в технике — взрывчатые вещества, в хлебопечении, в кондитерской промышленности.

Применение солей аммония в различных областях народного хозяйства основано на использовании их свойств, поэтому необходимо подробнее и глубже изучить состав, строение, свойства и применение этих солей.

Для того, чтобы получить ответы на возникшие вопросы, предлагаю вам поработать в группах (группы работают по инструктивным картам, записывая результаты наблюдений).

                                Инструктивная карта.

Вопросы, подлежащие рассмотрению      Вопросы и задания Проведение эксперимента
Состав и строение солей аммония

 

Составьте  формулы возможных солей аммония, образованных соляной, серной, угольной, азотной кислотами, назовите их.  
Физические свойства солей аммония Охарактеризуйте физические свойства солей аммония, отметьте их особенности при растворении в воде Рассмотрите выданные вам образцы солей аммония, испытайте их на растворимость. Сохраните полученные растворы.
Химические свойства солей аммония Общие химические свойства солей: диссоциация, взаимодействие с кислотами, щелочами, солями.

Проводя каждый опыт, записывайте ваши наблюдения. Там, где это возможно, составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

1.Взаимодействие с кислотами.

Возьмите горошину твердого хлорида аммония. Поместите соль в пробирку, добавьте несколько капель серной кислоты.

2. Взаимодействие со щелочами (качественная реакция на ион аммония).

Возьмите по 1 см3 раствора,  полученного при испытании на растворимость. Смесь слегка нагрейте. Вспомните правила техники безопасности при работе с растворами щелочей и правила нагревания веществ!

Поясните, почему эту реакцию можно использовать как качественную реакцию на ион аммония. Докажите при помощи влажной лакмусовой бумажки, что выделяется аммиак.

3. Взаимодействие с солями.

К раствору сульфата аммония добавьте раствор хлорида бария.

К раствору хлорида аммония добавьте раствор нитрата серебра. Сделайте вывод.

 

Обсуждение результатов эксперимента (представляют учащиеся).

Все соли аммония растворимы в воде.

Твердый хлорид аммония взаимодействует с концентрированной серной кислотой.

Взаимодействие с гидроксидом натрия является качественной реакцией на ион аммония.

Соли аммония обладают свойствами солей, обусловленными наличием кислотных остатков.

Еще одной качественной реакцией на соли аммония является разложение сухих солей при нагревании с выделением газообразного аммиака. В этой реакции образуется также газообразный хлороводород, который улетучивается вместе с аммиаком, а при охлаждении снова соединяется с ним, образуя соль. Это возгонка (демонстрация).

Применение солей аммония (учащиеся пытаются объяснить, на каких свойствах солей аммония основаны области их применения).

  1. в пиротехнике (разложение при нагревании);
  2. в хлебопечении и кондитерской промышленности;
  3. в сельском хозяйстве — удобрения (питательные вещества)
  4. при паянии металлов (нашатырь- хлорид аммония)
  5. электролит в сухих элементах (хлорид аммония).

Задания на развитие творческого мышления.

  1. Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида аммония (предполагаемый ответ – нагреть)
  2. Объясните, можно ли смешивать аммиачную селитру (нитрат аммония) с известью? (нельзя, так как между ними происходит химическая реакция).

Заключение.

Роль азотистых соединений в жизни человека и общества очень велика, а применении разнообразно. Азот – основа жизни на Земле. На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого.  В белках содержится 18 % азота. Без азота нет белка, без белка нет жизни!

Предлагаю вам вернуться к утверждениям, рассмотренным в начале урока и еще раз проставить «+» и «?». У кого остались вопросы?YAndeks.-Disk

Задание на дом: §25, упр.2-4. Подготовьте сообщение на тему: «Химический характер житейских ситуаций» (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *